- Литургия
-
ЛИТУРГИ́Я — 1) Обществ. повинность в греч. полисах, сопряж. с денежными издержками, к-рую по очереди брали на себя богатые граждане. В др. Афинах Л., по-видимому, появились при Солоне (нач. 5 в. до н. э.). К несению Л. привлекались все граждане, чье имущество превышало 3 таланта, причем в 4 в. эта форма благотворительности из добровольной стала практически принудит. В число Л. входили триерархия (снаряжение воен. корабля, триеры), хорегия (содержание хора для постановки трагедий), гимнасиархия (содержание гимнасиев) и др. В Др. Риме аналогичные повинности назывались мунера (munera).
2) Со 2 в. н. э. Л. — главное христ. богослужение, на к-ром совершается таинство евхаристии. По церк. преданию, Л. включает ритуальные действия, символизирующие жизнь и смерть Христа, чтение отрывков из Библии, молитвы и песнопения. Согласно христианской традиции Л. была установлена самим Иисусом Христом на тайной вечере. Окончат. вид Л. приобрела в 6 в., когда в Вост. церкви в основном сложились 2 главных типа (чина) Л. — Л. Иоанна Златоуста и Л. Василия Великого, отлич. друг от друга редакцией, а также протяженностью молитв и песнопений (Л. Василия Великого является более протяж. по времени). Л. начинается проскомидией (от греч. — приносить), к-рая происходит в алтаре при закрытых дверях. Строго соблюдая ритуал, священник вырезает части из пяти (у старообрядцев из семи) просфор и наливает вино в чашу. Затем следует Л. оглашенных, т. е. тех, кто готовится к крещению, на к-рой могут присутствовать и эти последние. Центр. место среди молитв и песнопений занимает выход клира из алтаря с Евангелием. Эта часть Л. подводит верующих к совершению таинства причащения. Третья часть — только для верующих — называется Л. верных. Гл. обряды совершаются в алтаре. Читая особую молитву, священник смешивает вино с водой, опускает хлеб в вино, освящает дары, превращающиеся, по убеждению церкви, в тело и кровь Христовы. Причащаются сначала священник и дьякон, а затем миряне. В правосл. церкви Л. может совершаться каждый день, за нек-рыми исключениями (как правило, это Л. Иоанна Златоуста). Л. Василия Великого проводится 10 раз в году: в воскресенья 5 недель Великого поста, в четверг и субботу страстной недели, накануне Рождества и Богоявления, 1 (14) янв. — в день памяти Василия. В среду и пятницу каждой недели Великого поста и в первые три дня страстной недели служат Л. преждеосвящ. даров (на ней используются дары, освящ. накануне), поэтому она не имеет проскомидии, а Л. верных сокращается. Католич. Л. (месса) проводится на лат. яз., протестант. — на родном яз.; по составу и чину они отличаются друг от друга и от правосл. Л.
Литургия

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.